2004-й год принес немало интересных музыкальных открытий. Одним из них - возможно, даже главным - стала американская группа Scissor Sisters, такая же острая и блестящая, как и присутствующие в ее названии ножницы. Но никакого отношения к ножницам Sisters не имеют. На нью-йоркском сленге так определяют пару лесбиянок. «Ша, базар! - спешат предупредить участники группы. - Лесбиянок у нас нет!». Это правда, но лишь наполовину: единственная женщина в составе Scissor Sisters - великолепная Ана Матроник - действительно предпочитает мужчин. Но ее взгляды разделяют и трое из четырех остальных участников группы, в том числе и вокалист Джейк Ширз. «Можно подумать, красивые мужики не умеют писать красивую музыку!» - фыркает Джейк. И крыть нечем. Потому что на Scissor Sisters можно и смотреть, и слушать.
Дебютный альбом этой пятерки вызвал такую волну интереса, что личные пристрастия музыкантов оказались где-то в самом хвосте списка «за что мы любим Scissor Sisters». Первые же позиции заняли «гениальные песни», «юмор», «яркий внешний имидж» и «безбашенность». Поклонниками группы незамедлительно объявили себя Duran Duran, Кайли Миноуг и Pet Shop Boys. А Элтон Джон признался, что первым делом, просыпаясь утром, ставит на проигрыватель их пластинку - и хорошее настроение, мол, гарантировано на весь день. Дошло до того, что команду, исполняющую поп-музыку «классического» замеса, одарили ярлыком «самая рок-н-ролльная группа планеты». Но это уже экстремумы популярности. Собираясь под вывеской Scissor Sisters, музыканты руководствовались страстным желанием вернуть поп-музыке ее доброе имя. Выросших на записях Элтона Джона и Bee Gees Scissor Sisters в прямом смысле слова ужасало положение дел в современной музыке. «Поп-музыка, извините за тавтологию, сейчас в глубокой попе, - говорит Ширз. - Мы хотим вытащить ее на свет божий, отмыть и показать, какой красивой она была когда-то». Цель была достигнута в максимально короткие сроки - за каких-то полгода.
Главным персонажем всей этой истории является гуттаперчевый Джейк Ширз (Jake Shears; род. в 1979-м году, настоящее имя Джейсон Стеллард). Джейка за всю его жизнь хорошо помотало по Штатам: родился он в Западной Виржинии, детство свое провел в Сиэттле, а за птицей счастья погнался сначала в Лос-Анжелес, а потом и в Нью-Йорк. О том, чем будет зарабатывать на жизнь, юноша особо не задумывался. Ему казалось очевидным, что талантливый человек всегда найдет себе достойное применение. Правда, поначалу дела не клеились. После переезда в Нью-Йорк Джейку пришлось несколько лет жить на жалкие гроши в «бетонной коробке» в одном из бедных кварталов города. «Когда шел дождь, по стенам моей комнаты струились потоки воды, - вспоминает он. - Я звонил своей матери из телефона-автомата и рассказывал ей, что у меня все замечательно, а на душе скреблись кошки...».
Такое безрадостное положение вещей вынудило парня серьезно задуматься над жизненными планами. И Джейк нашел самую легкую по его хрупким габаритам работу - устроился работать стриптизером в ближайший гей-клуб. «Я стал стриптизером, чтобы скопить немного денег, - говорит Джейк. - Всякое бывало, но я не жалею об этом периоде моей жизни: если ты способен с улыбкой на лице разоблачиться на глазах у публики, в твоей жизни не остается места для глупых проблем». Работа «на разоблачение» в дальнейшем пошла только на пользу: нынешние поражающие воображение костюмы Джейка и его раскованное поведение на сцене - родом из тех времен.
Вначале Джейк чувствовал немалый дискомфорт, ибо ему частенько приходилось отбиваться от настырных поклонников. «Другие мои коллеги подрабатывали проституцией, а мне это было не по душе», - утверждает он. По словам музыканта, его спасали воспоминания о доме: «Выступая на сцене, я представлял, что в зале находится моя мама, поэтому я не делал ничего такого, что вызвало бы ее недовольство». И тем не менее, Джейк умудрялся зарабатывать больше, чем его коллеги. В бытность свою стриптизером Ширз обзавелся множеством знакомств, одно из которых впоследствии сыграло большую роль в становлении Scissor Sisters. «Однажды после выступления ко мне подошел симпатичный молодой человек, - рассказывает будущая поп-звезда. - Это знакомство вылилось в несколько лет совместной жизни. Потом, когда мы уже расстались, он познакомил меня со своим приятелем. Это был Del Marquis - наш нынешний гитарист». Но до знакомства с Дереком Грюеном (настоящее имя Del Marquis) должно было пройти еще немалое время...
Вторым «главным человеком» в Scissor Sisters является колоритный бородач и мультиинструменталист (басист, клавишник и электронных лупов мастер) BabyDaddy (род. в 1977-м году в Кентукки). Джейк и BabyDaddy познакомились еще в Сиэттле и очень обрадовались, случайно встретив друг друга в Нью-Йорке. Молодых людей роднили общие музыкальные вкусы (Дэвид Боуи, Билли Джоэл, Bee Gees, Pink Floyd) и желание сделать на музыкальном поприще что-нибудь свое. Смеха ради начинающие музыканты начали писать непритязательные поп-мелодии, которые BabyDaddy тщательно складировал в своем компьютере до лучших времен.
Лучшие времена, как ни странно, наступили с Великой Американской трагедией 11 сентября 2001-го года. «После пережитого шока люди начали клаббиться, как ненормальные, - вспоминает Джейк. - Такого разгула гедонизма не было в Америке давно. Люди не видели будущего, не видели смысла своей жизни и отрывались, как в свой последний день на земле!». На этой волне и Ширз с BabyDaddy отбросили ложную скромность и приняли приглашение своей старой знакомой Аны Матроник (Ana Matronic, род. в 1974-м году, настоящее имя Ана Линч) выступить на одном из ее вечеров. «Это было смешно, но действенно: на сцене были только я и BabyDaddy, - вспоминает Джейк. - Из инструментов - только его лэптоп и мой микрофон». Тем не менее, публике выступление понравилось, понравилось оно и хозяйке вечера - Ане Матроник. Настолько, что, услышав предложение присоединиться к новорожденной группе, Ана тут же ответила согласием.
Ана Матроник, наряду с Джейком Ширзом, стала визитной карточкой Scissor Sisters. Она разделяет обязанности вокалистки и танцовщицы, а кроме того, охотно берет на себя общение с прессой. Сценические наряды Аны способны повергнуть в глубокую депрессию любую модницу: в формировании стильного имиджа участников Scissor Sisters есть и ее заслуга. Ана Матроник воспитывалась матерью-одиночкой и была «настоящим дитям богемы» - по признанию самой девушки. Ее мать, активная участница движения хиппи в конце 60-х, работала реставратором икон и передала свою любовь к русской культуре дочери (забегая вперед, скажем, что как только у Scissor Sisters появилась возможность выступить в России, они сразу же воспользовались этим шансом. Свое 30-летие, нагрянувшее 15 августа 2004-го года, Ана отпраздновала на концерте в Москве). Ана рассказывает, что обнаружила свою непохожесть на других еще в юношеском возрасте, когда осознала, что «является трансвеститом, только в женском обличье». «Не стоит воспринимать эти слова буквально, - смеется Ана. - Просто я очень люблю атмосферу кабаре и все эти штуки с переодеваниями». Всю свою сознательную жизнь девушка заслушивалась Talking Heads и Siouxie & The Banshees.
В августе 2002-го года к Джейку Ширзу, BabyDaddy и Ане Матроник присоединился ударник Paddy Boom (настоящее имя Патрик Сикор), а еще через шесть месяцев - уже фигурировавший в нашем повествовании гитарист Del Marquis. Так Scissor Sisters обрели свою нынешнюю - весьма отдаленно напоминающую состав обычной поп-группы, форму.
Определившись с должностными обязанностями, музыканты засели за подготовку материала. Работа спорилась. За весьма короткое время Scissor Sisters написали дюжину песен и стали рассылать свои демо по близлежащим лейблам. Откликнулся Touch Of Class Records, на котором и был выпущен первый сингл «Electrobix». В качестве би-сайда на этом альбоме была размещена перепевка хита Pink Floyd «Comfortably Numb». И именно ей предстояло вывести начинающую группу на звездную орбиту. «Comfortably Numb» отметилась в британском хит-параде и привлекла внимание менеджмента Pink Floyd. «После того, как мы сделали римейк на песню Pink Floyd «Comfortably Numb», нам позвонили представители Роджера Уотерса и Дэйва Гилмора и сказали, что наша версия им очень понравилась! Мы-то думали, что они обругают нас последним словами! - говорит Джейк Ширз. - Но их реакция по-человечески понятна - их песни не попадали в чарты уже очень давно!».
А история песни, ставшей переломным моментом в истории группы, до безобразия обыденна. «Как-то раз мы сидели у Daddy и Джейк принялся напевать «Comfortably Numb», - рассказывает Ана Матроник. - Только фальцетом и в ускоренном темпе. Нам показалось, что что-то в этом есть и общими усилиями мы убедили Джейка записать вокал».
«Comfortably Numb» активно подхватили британские радиостанции. Песня была названа «синглом месяца» уважаемыми журналами Dazed & Confused и Jockey Slut, получила высокую оценку из уст известного музыкального обозревателя BBC1 Пита Тонга и вошла в сет-листы таких диджеев, как Felix Da Housecat и Tiga. Немало удивило музыкантов сообщение о том, что их альбом был использован в качестве музыкального оформления показа модной коллекции Вивьен Вествуд в Милане.
Дебютный полноформатный альбом Scissor Sisters «Scissor Sisters» был выпущен в январе 2004-го. Музыканты гордятся тем, что записали и спродюсировали его самостоятельно. «Почти весь процесс записи и микширования происходили в моей спальне, - смеется BabyDaddy. - Легче и быстрее было бы сделать это в большой студии, но мы опасались, что песни утратят свой шарм. А так нам удалось избежать перепродюсирования».
Критики сразу же усмотрели в музыке Scissor Sisters большое влияние Элтона Джона (что неудивительно, ибо Sisters обладают талантом сочинять простые и запоминающиеся мелодии, да и фортепиано в инструментарии группы - далеко не последняя вещь). «Ох, ну что вы! - отмахивается Джейк Ширз. - Это самое легкое сравнение. Кроме Элтона Джона, нас вдохновлял целый ряд не менее замечательных артистов». Джейк не уточняет лишний раз, каких именно, но и так понятно, что музыканты прилежно исследовали «классику» различных стилей - от панка до электроники, от арт-рока до психоделии. «Более всего мы любим танцевальную музыку, но не прочь и поэкспериментировать. Мешанина стилей способна завести иногда в такие области, где появляется что-то совершенно новое. Мы не боимся исследовать эти области», - уточняет программную политику Scissor Sisters «мозг» группы BabyDaddy.
«Мы хотели записать хороший крепкий альбом, - добавляет Ширз. - Не три сингла и десять песен в довесок, а по-настоящему качественный альбом, который можно было слушать, не переключая треки».
В Великобритании диск выпустила компания Polydor UK. Туда и отправились Scissor Sisters завоевывать своих первых поклонников. В марте группа приняла участие в известном американском фестивале South By Southwest, после чего вернулась на Острова для проведения нескольких концертов с воссоединившимися Duran Duran. Приглашение выступить в туре, что интересно, исходило от самих «дюрановцев». Британские концерты Sisters проходили в поддержку свежевыпущенного сингла «Take Your Mama Out» - уморительной байки о том, как наилучшим образом рассказать своей мамочке, что ее любимый сыночек - гей. Ответ прост - взять ее с собой в гей-клуб. Песня посвящена маме Джейка. «Моей матери скоро 60, но она настоящий клаббер! - говорит парень. - Она ходит на все наши концерты и чувствует себя абсолютно комфортно!».
В мае музыканты провели свое первое турне по США, где их принимали за ... англичан. А уже в июне снова вернулись в Европу. Все лето 2004-го Scissor Sisters провели в активных разъездах и в ходе турне выступили на крупнейших европейских фестивалях - Glastonbury, T in the Park, Roskilde и даже на джазовом фестивале Montreux Jazz Festival. И везде посмотреть на яркие театрализованные выступления группы стекались толпы народа. На T in the Park, кстати, произошел забавный случай, по итогам года названный одним из самых ярких моментов фестивальной жизни 2004-го. Джейк Ширз, выступавший в килте на голое тело, потерял юбку. Редакция NME обещает любые деньги фотографу, сумевшему запечатлеть эту сцену, однако таковые не объявляются. «Когда с Джейка упала юбка, все просто окаменели, - смеется Ана Матроник. - А когда пришли в себя, его уже и след простыл!»
Осенью музыканты закрылись в студии для подготовки нового альбома. А между делом откликнулись на просьбу своей большой поклонницы Кайли Миноуг и записали с ней целую песню. Теперь на очереди - маэстро Элтон Джон. Пока неизвестно, будет ли это совместная композиция или дело ограничится ремиксом на одну из песен Джона: Scissor Sisters известны своим талантом извлекать сущность из чужого творчества и строить на ее основе интересные ремиксы. Примером можно привести «Flamboyant» любимых Scissor Sisters Pet Shop Boys.
«Они - Боги, - говорит Джейк о Ниле Теннанте и Крисе Лоу. - Настоящие «Рок-н-ролльные Величества». Было очень стремно работать над ремиксом к «Flamboyant», потому что песня хороша сама по себе. Это - классика, и мне казалось, что нам не удастся улучшить оригинал. А ремикс, в моем понимании, должен представлять собой другую песню - не просто танцевальную или поп-обработку оригинала. И не просто другую, а лучшую песню. Вот с ремиксом Blondie «Good Boys» у нас так получилось - и я горжусь этим ремиксом! С «Flamboyant» мы немножко помучились, потому что считали, что песня и так совершенна... Ремиксы - часть нашей работы и хороший способ представить себя новой публике. Но это не то, чем на самом деле являются Scissor Sisters».
Кто же такие Scissor Sisters, на самом-то деле? Беззастенчивые плагиаторы, умело перекраивающие классику поп-музыки? Или самодостаточные артисты, обладающие талантом сочинительства калибром с дар Элтона Джона? «Опереточная группа», делающая ставку на театральный перфоманс? Или серьезные музыканты, считающие яркий имидж неотъемлемой частью концертных выступлений? Насчет последнего пункта они единодушны: «Мы играем рок-н-ролльные шоу, а рок-н-ролл - это всегда немного театр». Что такое настоящий рок-н-ролл, Scissor Sisters обещают показать в своем новом ролике на песню «Filthy/Gorgeous». В съемках клипа приняли участие друзья музыкантов - нью-йоркские трансвеститы и стриптизеры. По этому ролику можно понять, какой жизнью живут и каким воздухом дышат Scissor Sisters («Везде где бы мы ни были, к нам прибиваются самые необычные и нестандартные люди, - говорят музыканты. - Мы - Марди Грас в миниатюре!»).
Кстати, «Filthy/Gorgeous» - это уже пятый сингл с дебютного альбома, хотя обычно дело ограничивается двумя-тремя. Но «Scissor Sisters» - альбом необычный. Каждая его песня - потенциальный хит. Поэтому, возможно, в данном случае дело не ограничится и пятью синглами.